logo
учебник Солонин, Каганов

12.1. Культура и культуры. Проблема типологии

Смысл многих слов определяется только в контексте конкретного

высказывания; так, например, когда кто-то говорит ≪человек≫,

он может подразумевать и отдельного индивида, и некоего человека

вообще, и все человечество в целом. Понять, какое именно содержание

вкладывается им в это слово, можно по фрагменту речи, в

который оно включено, однако, бывает, что даже контекст не подсказывает

нам, в каком значении употребляется то или иное многозначное

слово, и в результате возникает путаница1. Это замечание

относится и к слову ≪культура≫. В разных контекстах оно может

относиться к различным феноменам, областям и сторонам социально-

исторической реальности.

Прежде всего слово ≪культура≫ может обозначать общечеловеческую,

мировую культуру в целом. Таков, например, его смысл в

выражениях ≪развитие человеческой культуры≫, ≪вклад в мировую

культуру≫. Культура в этом глобальном смысле —одна, о ней

можно говорить только в единственном числе.

Под словом ≪культура≫ можно также понимать локальную культуру,

т.е. культуру некоторого конкретного, исторически определенного

общества. Каждая такая система обладает своими специфическими

чертами и особенностями. Это объясняется различиями в географических

и социально-исторических условиях существования стран

1 Так, утверждение, что ≪человек произошел от обезьяны≫, один чеховский персонаж

опровергал, ссылаясь на то, что и он лично, и его знакомые —прекрасные

дамы и важные господа —произошли не от обезьян, а от весьма почтенных людей.