logo
учебник Солонин, Каганов

11.4. Историческая динамика бытия культуры

В связи с тем что антропо-социо-культурные системы отличаются

от природных систем своим историческим существованием, их

изучение требует сопряжения синхронического ≪разреза≫ с ≪разрезом

диахроническим. Теоретическое обоснование такой программы

исследования истории культуры на современном этапе предоставляет

родившаяся в 1970-е гг. новая наука —синергетика, развивающая

методологическую программу теории систем и принципов

системных исследований на основе изучения закономерностей процессов

развития сложных и сверхсложных самоуправляющихся • систем —процессов их самоорганизации, а тем самым и дезорганизации,

и реорганизации. Культура принадлежит к числу именно

таких систем, и потому применение культурологической мыслы

синергетических идей оказалось весьма перспективным.

Под историзмом очень часто понимают простую изменчивость

форм бытия в духе знаменитого Гераклитова утверждения: ≪Все

течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку,

потому что вода уже не та, и ты уже не тот≫. Между тем история

как специфический способ существования человечества обладает

рядом принципиально важных особенностей, не допускающих такой

упрощенной трактовки. Во-первых, при всей значительности

влияния на нее природной среды, история является закономерным

процессом социокультурных изменений, внутренне мотивированным

самодвижением человечества; во-вторых, историческая форма бытия

характеризуется развитием системы —движением от низших

форм к высшим, более сложным и более совершенным с точки

зрения связей системы со средой и ее собственного жизнеобеспечения;

в-третьих, она выражает объективную целенаправленность

процесса, Независимо от того в какой мере эта целенаправленность

осознается внутри самой системы и сколь широк спектр ее многолинейного

движения. Обобщающим определением перечисленных

особенностей исторического движения выступает понятие саморазвития,

так как если изменение может происходить под влиянием

и внутренних, и внешних причин, то развитие есть следствие

только внутренней детерминации.

Это значит, что нет оснований вслед за А.Л. Чижевским или

Л.Н. Гумилевым искать в космосе причины происходящих в жизни

общества и в эволюции культуры метаморфоз —солнечная

энергия не может действовать избирательно на Европу или Азию,

Россию или Италию, а между тем в разных регионах земного шара,

11 А. Историческая динамика бытия культуры - 253

в различных странах и даже в не совпадающих друг с другом точках

одной страны одновременно происходят процессы совершенно

непохожие один на другой —ни по содержательной направленности,

ни по темпам, ни по соотношению индивидуальной энергии и

энергии масс. Несостоятельно и объявленное в свое время ≪подлинно-

научным≫ представление о развитии культуры как простом

отражении изменений экономического строя общества. Оно приписывается

К. Марксу, однако сам философ, в отличие от вульгаризаторов

его учения, трактовал экономические, производственные отношения

и воплощающие их формы собственности как порождение

определенного уровня развития производительных сил, т.е.

технико-технологического, а на высоком уровне развития цивилизации

и научно-технического слоя материальной культуры! Марк-

сова позиция точно выражается в тезисе: ≪приобретая новые производительные

силы, люди изменяют свой способ производства, а с

изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни,

они изменяют все свои общественные отношения≫ с последующей

прекрасной иллюстрацией: ≪Ручная мельница дает вам общество

с сюзереном во главе, паровая мельница —общество с промышленным

капиталистом≫.

Таким образом, безусловно признавая непосредственное и непрерывное

влияние общества на развитие культуры, несомненно,

более сильное, чем воздействие на него космоса и даже земного

климата, историю культуры нужно изучать как ее саморазвитие,

хоть и при учете всех внешних влияний. Синергетический принцип

саморазвития сложной системы помогает понять несостоятельность

шпенглеровской ≪теории локальных цивилизаций≫, которая вообще

отрицает развитие культуры человечества как единый и закономерно

протекающий процесс.

С синергетических позиций история мировой культуры начинается

в эпоху верхнего палеолита (древнего каменного века): тогда

и на протяжении нескольких десятков последующих тысячелетий,

в века бронзы и железа по археологической периодизации, окончательно

сформировалось первобытное общество с присущим ему

типом культуры. В основе существования этого общества лежали

три способа практического жизнеобеспечения: охота, собирательство

и рукомесло (ручное изготовление первых каменных и деревянных

орудий, одновременно служивших оружием охоты и межплеменных

войн). Главной отличительной чертой его культуры был

синкретический (целостно-нерасчлененный, диффузный) характер

бытия, в котором духовные формы деятельности еще не отделя-