logo
учебник Солонин, Каганов

10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 219

ду конкретными проявлениями духовного содержания и в различиях

между, соответствующими данным содержаниям материальными

средствами художественной формы. Так отличаются друг от друга

три класса искусств, определяемых по материальной структуре как

пространственные, временные и пространственно-временные, а по

особенностям духовного содержания —как воссоздающие переживаемый

художником материальный мир —природу, человека, вещи

(живопись, графика, скульптура, художественная фотография), выражающие

внутренний, эмоциональный мир человека (музыка и хореография)'

и соединяющие интеллектуально-духовное изображение

(осмысление) реальности с выражением эмоционально-оценивающего

отношения к ней художника (литература, театр, кино и телевизионное

искусство). Таким образом, искусство использует все возможности,

которыми располагают природа и культура, для художественно-

образного освоения полноты бытия (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Строение художественной культуры

Особенность художественного общения как формы межсубъектных

отношений состоит в тотальном охвате отношениями общения

всех, кто вступает или уже вовлечен в своеобразное ≪заколдованное

царство≫ субъектности. Именно общением являются отношения

художника и зрителей, читателей, слушателей, так как они не

просто воспринимают передаваемую им информацию, но по-своему

переживают и осмысливают произведение искусства, тем самым