logo
учебник Солонин, Каганов

8.4. Культурные традиции и инновации 179

щества обладает теми же духовно-физическими характеристиками,

что и современный европеец, и ничуть не уступает последнему. Его

интеллектуальные ресурсы столь же богаты и многогранны. Культура

таких сообществ не менее богата и разнообразна, чем европейская

технократическая культура XX столетия. Отличается же

она от последней прежде всего тем, что в ней запечатлен иной

опыт отношения природного и культурного, структурным принципом

которого-выступает точная репродукция, по возможности дословное

воспроизведение однажды найденных, удивительно удачных

и удобных, оптимальных для среды обитания культурных моделей.

Представитель традиционной культуры в процессе своей жизнедеятельность

просто извлекает из совокупного ≪культурного архива≫

предусматриваемый для тех или иных конкретных обстоятельств

определенный шаблон и. воспроизводит его без всяких колебаний.

В таких обществах на все случаи жизни существуют уже готовые

поведенческие и смысловые стереотипы. То, что не укладывается в

них, либо отвергается, либо игнорируется, выпадая полностью или

частично из ≪культурного зрения≫.

Возможность проявления индивидуального в традиционной культуре

минимальна. Почти все дисциплинарно-символические пространства

настроены на жесткую фиксацию заданных стереотипов,

на максимальную аутентичность их реализации в каждом последующем

случае. Внешне такие культуры могут находиться практически

в неизменном состоянии, их современные представители могут

так же чувствовать, испытывать те же желания, так же реагировать

на явления окружающей действительности, что и те, кто жил в них

200 или 300 лет назад. Шаблоном, по которому выкраиваются поступки,

речь, фантазии во всех сферах жизни, обычно выступает

мифология. Мифологическое мышление и ≪наука конкретного≫ являются

ментальными инвариантами традиционных культур.

Смена социального уклада еще не означает переориентации традиционности

на инновационность: культуры Древнего Египта, древних

восточных цивилизаций, европейского Средневековья также в

большей степени ориентировались на воспроизведение установленных

норм. Личностная активность субъектов культуры была сведена

в них к минимуму.

Инновации Противоположностью традиции являются инно-

в культуре вации. Под инновацией в культурологии понимаются

механизмы формирования новых культурных

моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки

для социокультурных изменений. Способность общества к

адаптации к изменяющимся условиям, которая делает возможным