logo
учебник Солонин, Каганов

2.88 Глава 12. Типологические характеристики культур

Это тем более удивительно, что на всем протяжении XX в. ≪массовость

была расхожим эпитетом, одной из самых распространенных

метафор разнообразных социальных практик Причем невозможно

однозначно сказать, негативно или позитивно окрашивалось это слово.

В одних случаях, например, когда кандидат на пост главы государства

заявлял, что, заняв вожделенный пост, он будет всемерно печься о

процветании народных масс, предполагалось, что масса обладает ≪качеством

высшей социальной пробы. В то же время немало гневных

тирад обрушивалось на головы ≪поделыциков от искусства≫, растрачивавших

свой божественный дар в угоду запросам ≪массы≫!

Впервые о массе как о самодостаточной, автономной и.заслуживающей

пристального внимания социальной форме заговорили

в конце XIX в. Слово, разумеется, использовали и ранее, но в

качестве синонимического эквивалента в ряду других: ≪народ, толпа,

масса, класс≫ обозначали примерно одно и то же. Понятие массы

ввели психологи. Они придали ему неукоснительный социологический

статус: ≪масса≫ обозначала феномен со строго определенным

набором характеристик. В середине 90-х гг. XIX в. вышла

вызвавшая много шума работа французского психолога, антрополога

и археолога', автора трудов по теоретическому и экспериментальному

естествознанию Г. Лебона ≪Психология народов и масс≫.

В ней он писал: ≪В психологической массе самое странное следующее:

какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими

схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие,

их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом

своего превращения в массу они приобретают коллективную

душу, в силу крторой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают,

чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и ,

поступал≫1. По мнению-Лебона, масса изменяет человека следующим

образом: 1) объединяясь в некое множество, люди чувствуют

прилив необыкновенной мощи; силы, обычно обуздываемые,

раскрепощаются, человек не в силах устоять от соблазна их вып-1

леснуть; 2) человек в массе мгновенно заражается общей эмоцией,

причем нередко в жертву общему приносится личный интерес;

3) человек в массе становится удивительно внушаемым, лишается

своей ≪суверенной воли≫. Вердикт, выносимый Лебоном

массе,-отрицателен, и прежде всего потому, что масса оппозиционна

индивиду, а именно индивидуальность выступает безусловным

позитивным началом в новоевропейской культуре. Индивид ≪поглощается

массой, масса ввергает человека в такое состояние, в

1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 64.