logo search
учебник Солонин, Каганов

108 Глава 5. Субъект культуры

симые от характера государства. Существует известная и хорошо

обоснованная точка зрения, что сельская коммуна, самоуправляющаяся

в том, Что касается ее местных дел, и привыкшая к дискуссии,

является широко распространенным институтом в устоявшихся щШ

обществах и наследницей автономии, подобной той, которая ранее*

существовала в семейной общине. Русские крестьянские общины,

также имевшие структуру кровнородственных связей и связанный с

ней способ жизнеобеспечения, отличались высокой жизнеустойчиво-

стью. Бегство в XVII в. старообрядцев от царя-антихриста дабы

≪сохранить чистоту веры и обрести спасение в судный день≫, их

общинное расселение за Уралом и в Сибири, в сущности, подготовило

почву для экспансии Российской империи на восток.

Казачьи поселения (станицы) —пограничные форпосты русского

самодержавия —принимали двойной вызов: со стороны коче*|

вых племен и природных условий. Представляя собой военное по--]

лумонашеское братство наподобие братства рыцарских орденов или

викингов, казачество сумело ≪подавить≫ развитостью культуры земледелия

кочевой способ производства, преобразовав пастбища в

крестьянские поля, а стойбища —в деревни. Таким образом, диаспора

(община) как этнокультурная группа, сплоченная кровнородственными

связями, является основным носителем культурного кода,

≪геном≫ культуры, несущим всю необходимую информацию для разворачивания

модели социокультурных, политико-экономических отношений.

Эмиграцию из России периода 1917—939 гг. можно считать

чистым экспериментом по исследованию процесса инкультурации

и социально-культурной адаптации, так как возвращение назад не

представлялось возможным. Население русской эмиграции не от-'

личалось однородностью, среди эмигрантов были представители

крупного капитала, государственные чиновники, интеллигенция, военные

и выходцы из рабоче-крестьянской среды. Фактической причиной

их эмиграции являлась правовая незащищенность. В таком

же положении русские эмигранты оказались и за рубежом. Обра-;

зуя многочисленные диаспоры в Германии, Чехословакии, Болгарии,

Польше, Греции, Югославии, Турции, Китае, они стремились привлечь

внимание европейского общества к своей проблеме. Активную

помощь оказывали им институты социокультурной адаптации,

созданные самими же эмигрантами при поддержке государственных

властей: Русское общество Красного Креста, Всероссийский

земский союз, Российский земско-городской комитет помощи гражданам

за границей; в Париже издавались специальные периодические

издания. Культурный и интеллектуальный потенциал эмиг-