logo search
учебник Солонин, Каганов

5.3. Инкультурация и социализация 109

рации позволял активно адаптироваться в западноевропейской среде.

Например, в Праге, Берлине, Белграде открывались Русские

Народные институты с целью подготовки специалистов для работы

в России, а также внедрения русской культуры в европейское

общество. Таким образом, собственная культура русской эмиграции

была не только ≪водоразделом≫ между ней и европейскими

пародами, но и ≪мостом≫ между ними.

Итак, процессы социализации и инкультурации взаимообусловлены

и присутствуют на каждой ступени культурно-исторического

развития человека. Социализация при этом подчеркивает статусное

положение человека в общественных отношениях. Инкультурация

же является процессом освоения символического пространства,

связанного с этим статусом, и всей организации общественных

отношений, ее исторической детерминированности, выраженной

в национальной культуре. Первичное культурное пространство,

формирующее ≪картину мира≫, в дальнейшей жизнедеятельности

человека определяет его мировосприятие. Дети любой культурной

общности в большей степени похожи друг на друга, чем на своих

предков, поэтому, как писал Клакхон, ≪если ребенок из России окажется

в Соединенных Штатах, то, став взрослым, он будет действовать

и думать как американец, а не как русский≫1.

В межкультурных отношениях культурно-этническая принадлежность

выступает на первый план, определяет взаимодействие, тогда

как социально статусное положение отдаляется на второй план.

Внутрикультурные отношения, наоборот, дистанцируются социальной

принадлежностью, протекая на фоне культурного единства.

Дифференцированность этих процессов от установки ≪Я среди своих

≫ и ≪Я среди чужих≫ позволяет провести грань между социализацией

и инкультурацией человека.

f

1 Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. С. 230