logo search
учебник Солонин, Каганов

18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 453

Особое значение имеет язык как средство общения между людьми.

Гердер называл его ≪печатью нашего разума≫. Благодаря языку,

рподи установили правила жизни и законы, передавали из поколения

в поколения знания, умения и навыки деятельности, создали

[Письменность. Язык и письменность —величайшие достижения

культуры. Они дали импульс развитию наук и искусств, форм.правления

и законов, способствовали общению и взаимопониманию народов,

скрепили человеческий род, усилили возможности передачи

культурного наследия.

Высокое предназначение человека заключается в развитии сочувствия

и сопереживания, миролюбия и гуманности. Эти свойства

проявляются в отношениях человека к природе, другим людям, к

семье и обществу. i

Религия и вера —это ≪упражнение сердца≫ в нравственном

совершенствовании, ≪наставница≫ человечества, подающая людям

мудрый совет, утешение и надежду.

Однако приходится признать, замечал Гердер, что гуманность еще

Не овладела разумом и верой людей, не стала подлинным стремлением

жизни. Вместе с семенами добродетели человек наследует и

дурные нравы, жизненный пример миролюбия оказывается менее

привлекательным, чем насилие и вражда. Подлинная гуманность — далекое будущее человечества-, к которому необходимо стремиться.

В истории культуры существуют народы-созидатели, которые оставляют

о себе прочную и добрую память. Их достижениями пользуется

благодарное человечество. Ученый исследовал особенности культуры

Вавилона и Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции. Его

интересовали жизнь и национальные черты культуры многих, народов

Европы. С большой симпатией он писал о славянах, отмечая их

миролюбие, гостеприимство, любовь к свободе. Славяне занимались

земледелием, разводили скот, знали многие ремесла, торговали изделиями,

умели плавить металл, изготовлять полотно, любили праздники

и веселье. История славянских народов не была безмятежной.

Они много страдали от иноземных нашествий, но всегда сохраняли

национальные особенности своего характера и культуры.

Человечество обновляет культурный облик, сохраняя здоровье и

благополучие душевных и телесных сил, радость жизни и доброжелательность.

Многообразие форм культурной жизни столь значительно,

что в будущем возникнет особая наука, посвященная исследованию

культурной ≪фйзиргномики человечества и составлению

антропологической карты Земли≫.

Таковы общие контуры культурологических взглядов И. Г. Гер-

Дера. Достоинством его концепции является рассмотрение культу-