19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 489
следующих за ними культур, столь же непонятным станет однажды
и западный мир для людей не рожденных еще культур≫1. Культура
жива, пока глаз ее видит, ухо слышит, мозг осознает, человек в целом
воспринимает и объясняет.
Исходя из принципа символики культур, О. Шпенглер предлагает
описание аполлоновской, фаустовской и магической души2. Апол-
лоновской ученый называет душу античной культуры, избравшей
чувственное тело идеальным типом пространства. К этому типу
культуры им отнесены скульптура обнаженного человека, механическая
статика, чувственные культы олимпийских богов, политически
изолированные греческие города. Античный храм, античный рельеф,
замкнутая колоннада лишь подчеркивают контуры объема,
священное установление границ. Множественность отдельных тел
требует аналогичного мира богов —таков смысл античного политеизма.
Фаустовская душа воплощена в западноевропейской культуре,
на северных равнинах и связана с рождением романского стиля в
X столетии. Ее символами стали искусство фуги в музыке, динамика
Галилея, католическая и протестантская догматика, великие династии
эпохи барокко с их политикой, судьба короля "Лира и идеал
Мадонны, живопись, соединяющая пространства посредством света
и тени. Зодчество находит выражение в исполинских готических
храмах, в которых ощущается безграничное одиночество. Это новое
переживание мира повторяется в поэзии и в религии, связующей
участников в мистическую общину. Здесь Божество является
лишь в буре органной фуги ,или в торжественной поступи
кантаты и мессы.
Магическая душа арабской культуры между Тигром и Нилом,
Черным морем и Южной Аравией выражается в алгебре, астрологии
и алхимии, мозаиках и арабесках, халифатах и мечетях, таинствах
и священных книгах персидской, индийской, христианской
религии.
Египетская душа видися идущей по узкой и четко определенной
жизненной тропе. Культура Египта —бытие странника, всегда бредущего
в каком-то одном направлении. Ее язык и формы служат
воплощению одного этого мотива. Надгробные храмы Древнего царства,
в особенности мощный пирамидный храм I династии, являют
собой ритмически расчлененную последовательность пространств.
Сакральный путь, постоянно сужаясь, ведет от ворот у Нила через
1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 345.
2 Там же. С. 345—88.
490 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций
проходы, дворы и колонные залы к усыпальнице. Равным образом
храмы Солнца V династии являются не ≪постройкой≫, а дорогой,
отделанной мощными каменными породами. Рядами тянутся нескончаемые
рельефы и стенопись, вынуждающие двигаться в определенном
направлении. Сфинксовые аллеи с львиными и бараньими
головами, относящиеся к Новому Царству, построены с той же целью.
Продвигаясь вперед и превращаясь тем самым в символ жизни,
человек становится частью каменной символики.
≪Путь≫ означает одновременно судьбу и третье измерение. Пирамида
над царским гробом -—треугольник. Египетское искусство
не допускает никаких отклонений, ослабляющих напряженность души,
и египтянин проходит предначертанный путь до конца.
Китайская культура основывается на символе ≪Дао≫, что буквально
переводится как ≪путь≫, ≪дорога≫. ≪Дао≫ как всеобщий закон
мироздания призывает человека согласовывать свое поведение с
природой, стремиться к гармонии с ней. Китайская культура органично
вписывается в ландшафт. В композицию ее храмов включаются
холмы и водоемы, деревья и цветы, камни. Архитектура Китая
≪ластится≫ к окружающему природному миру, устремленные ввысь
пагоды, цветовые сочетания подчеркивают гармонию человека и
природы. Это единственная культура, пишет О. Шпенглер, где садоводство
оказывается религиозным искусством.
В русской культуре прасимволом является ≪бесконечная равнина
≫. Это подчеркивается отсутствием какой-либо вертикальной тенденции
в русской картине мира, проявляется в былинном образе
Ильи Муромца. Русский этнос выражает себя в братской любви,
всесторонне проявляющейся в человеческих отношениях. Вертикальная
тенденция отсутствует и в русских представлениях о государстве
и собственности. В архитектуре холмообразный купол почти
не выделяется на фоне ландшафта, а коньки с кокошником маскируют
и нейтрализуют движение вверх.
В общей исторической картине какой-либо культуры может господствовать
только один образ —стиль этой культуры. Стили
следуют друг за другом подобно волнам. У всякой культуры есть
собственный стиль познания людей и жизненного опыта. Поэтому
каждая эпоха проектирует свой образ природы, картину мира, которые
отображаются в собственной картине души. При этом наблюдатель
не может выйти за рамки условий своего времени и своего
круга. Все культуры имеют однородное развитие —от рождения к
смерти. Эпоха расцвета сменяется периодом угасания, что означает
неизбежность перехода в цивилизацию. Такова неотвратимость судьбы,
хотя каждая культура и ее современники верят в вечное бытие.
- Глава 2 имеет методико-методологический характер — она знакомит
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания
- 14 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.2. Аспекты постижения культуры . 15
- 1.2. Аспекты постижения культуры
- 16 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.2. Аспекты постижения культуры 17
- 18 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1. 3. Проблема специфичности культуры
- 20 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.4. Сущностные характеристики культуры
- 1.4. Сущностные характеристики культуры 23
- 24 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.4. Сущностные характеристики культуры 25
- 26 Глава 1. Культура как предмет изучения
- Глава 2
- 28 Глава 2. Структура культурологии
- Глава 2. Структура культурологии 29
- 5) Прикладная культурология.
- 30 Глава 2. Структура культурологии
- 2.1. История культуры
- 2.2. История культурологических учений
- 2.2. История культурологических учений 31
- 32 Глава 2. Структура культурологии
- 2.3. Социология культуры
- 2.3. Социология культуры 33
- 34 Глава 2. Структура культурологии
- 2.4. Культурная антропология
- 2.5. Прикладная культурология 35
- 2. 5. Прикладная культурология
- 36 Глава 2. Структура культурологии
- Глава 3
- 38 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры 39
- 3.1. Культурология и философия культуры
- 40 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры 41'
- 42 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры . 43
- 44 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 46 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 47
- 3.2. Культурология и философия истории
- 48 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 49
- 50 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 51
- 52 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 53
- 54 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.3. Культурология и культурная антропология
- 3.3. Культурология и культурная антропология 55
- 56 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.4. Культурология и социология культуры 57
- 3.4. Культурология и социология культуры
- 58 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.4. Культурология и социология культуры 59
- 60 ; Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3. 5. Подходы к изучению культуры
- 3.5. Подходы к изучению культуры 61
- 62 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.5. Подходы к изучению культуры 63
- 64 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.5. Подходы к изучению культуры ' . . • 65
- 66 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Культура
- 70 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.1. Культура 71
- 72 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4,1. Культура 73
- 74 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация
- 4.2. Цивилизация 75
- 76 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 77
- 78 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 79
- 80 ' Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 81
- Глава 5
- 84 Глава 5. Субъект культуры ,
- 86 Глава 5. Субъект культуры
- Глава 5. Субъект культуры
- 90 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 91
- 5.2. Культурная самоидентичность
- 92 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 93
- 94 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 95.
- 96 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 97
- 98 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 99
- 100 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация
- 5.3. Инкультурация и социализация 101
- 102 Глава 5. Субъект культуры
- 104 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 105
- 106 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 107
- 108 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 109
- Глава 6
- 112 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 114 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 116 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 117
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры
- 118 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 119
- 120 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 121
- 122 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 123
- 124 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 125
- 126 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6,3. Вторичные моделирующие системы 127
- 6.3. Вторичные моделирующие системы
- 128 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 129
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 131
- 132 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 133
- Глава 7
- XI. Ценности
- 7.1. Ценности 135
- 136 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.1. Ценности 137
- 138 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.1. Ценности 139
- 140 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 142 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 143
- 144 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 145
- 146 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 147
- 148 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 149
- 150 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 151
- 152 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 153
- 154 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7. 3. Ментальное поле культуры
- 7.3. Ментальное поле культуры 155
- 156 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.3. Ментальное поле культуры 157
- 7.3. Ментальное поле культуры 159
- 160 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.3. Ментальное поле культуры 161
- 162 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- Глава 8
- 8.1. Коммуникация
- 164 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 165
- 16.6 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 167
- 168 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 169
- 170 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.3. Социокультурная коммуникация
- 172 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации
- 174 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 175
- 176 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 178 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 179
- 180 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 181
- 182 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- Глава 9
- 9.1. Социальные институты культуры
- 184 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.1. Социальные институты культуры 185
- 186 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.1. Социальные институты культуры ' 187
- 188 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 189
- 190 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 191
- 192 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 193
- 9. 3. Культурная модернизация
- 194 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 195
- 196 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 197
- 198 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 200 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 202 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- Раздел III
- Глава 10
- 10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной
- 206 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 208 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 210 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 211
- 10. 2. Место культуры в системе бытия и ее строение
- 212 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 213
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 215
- 216 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 217
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 219
- 220 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 221
- 222 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10. 3. Культура и натура (природа, космос)
- 10.3. Культура и натура (природа, космос) 223
- 224 . Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.3. Культура и натура (природа, космос) 225
- 226 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- Глава 11
- 228 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 229
- 230 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 231
- 232 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек. 233
- 234 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 235
- 236 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 237
- 238 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 239
- 11.2. Культура и общество
- 240 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 241
- 242 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 243
- 244 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 245
- 11.3. Функционирование культуры
- 11.3. Функционирование культуры 247
- 248 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.3. Функционирование культуры 249
- 250 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.3. Функционирование культуры 251
- 252 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры
- 254 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры - . 255
- 256 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры 257
- 258 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- Раздел IV
- Глава 12
- 12.1. Культура и культуры. Проблема типологии
- 262 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры 263
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры 265
- 266 Глава 12. Типологические характеристики культур
- Глава 12. Типологические характеристики культур
- 270 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 271
- 272 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 273
- 274 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 275
- 276 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 277
- 278 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12. 5. Субкультура и контркультура
- 12.5. Субкультура и контркультура •279
- 280 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.5. Субкультура и контркультура 281
- 282 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.5. Субкультура и контркультура 283
- 286 , Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 287
- 2.88 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 289
- 290 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 10* ••; ' . ,• 292 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 293
- 294 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12 6. Массовая и немассовая культуры 295
- Глава 13
- 13.1. Народ, этнос, нация
- 13.4. Региональная типологизация культуры
- 13.4. Региональная типологизация культуры 303
- 13.4. Региональная типологизация культуры 305
- 13.4. Региональная типологизация культуры 307
- 13.4. Региональная типологизация культуры 309
- 13.4. Региональная типологизация культуры 311
- 13.4. Региональная типологизация культуры 313
- Глава 14
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход
- 316 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 317
- 318 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 319
- 320 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 321
- 322 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 323
- 324 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 325
- 326 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 327
- 328 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 329
- 330 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 332 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.2. Локальные социокультурные миры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 333
- 14. 3. Законы истории и развитие культуры
- 334 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 335
- 336 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 337
- Глава 15
- 15.1. ≪Востоко-Запад≫
- 340 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.2. Христианско-православное начало культуры
- 342 , Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.4. Из культурной изоляции — к интеграции с европейской культурой
- 344 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 346 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.5. Разрыв между этнической и национальной культурами
- 348 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 349
- 15.6. Традиции и современность
- 350 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 351
- 352 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 353
- 354 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 355
- 356 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- Раздел VI
- Глава 18
- 444 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 445
- 446 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 447
- 448 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1: Философия культуры эпохи европейского Просвещения 449
- 450 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 451
- 452 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 453
- 454 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18. 2. Эволюционизм как теория культуры
- 18.2. Эволюционизм как теория культуры 455
- 456 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.2. Эволюционизм как теория культуры 457
- 458 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 459
- 18. 3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫
- 460 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18,3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 461
- 462 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 463
- 464 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 465
- 466 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 467
- 468 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 469
- 470 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 471
- 472 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 473
- 474 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 475
- Глава 19
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 477
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 479
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 481
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 483
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 485
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 487
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 489
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 491
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры - 493
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 497
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 499
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 501
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 503
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 505
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 509
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 511
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 513
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 515
- Глава 20
- 20.1. Франкфуртская школа
- 20.1. Франкфуртская школа
- 518 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 519
- 520 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 521
- 522 Глава 20. Основные культуролоГические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 523
- 524 . Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 20.2. Постмодернизм
- 526 Глава 20. Основные культурологические течения XX в. .
- 20.2. Постмодернизм
- 528 ' Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 529
- 530 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 531
- 532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 533
- 534 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 536 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.