logo search
учебник Солонин, Каганов

19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 485

франки, карфагеняне, берберы, банту и многие др. —прошли этот

путь. Когда в них угасает ≪формообразующая сила≫, вместе с ней

постепенно стираются культурные черты, языковые и умственные

признаки, и явления вновь растворяются в хаосе постоянного движения.

Так на поверхности Земли величественными кругами расходятся

волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяются

в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают.

Каждая культура обнаруживает символическую и почти мистическую

связь с пространством, в котором она существует. Как только

вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно

коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее

дерево, еще много столетий топорщит свои гнилые сучья.

_v Таков смысл заката в истории —внутреннего и внешнего

завершения, ожидающего каждую живую культуру≫1. Так происходило

в античности, таковы признаки и заката Европы.

Портреты вели- В отличие от мира природы, где царят непрелож-

ких культур ные законы, а всякое действие имеет причину и

следствие, культурный мир находится во власти

судьбы; для его познания неприемлемы строгие научные понятия и

доказательства. Он может быть лишь понят, почувствован, пережит.

Метод освоения культуры путем проникновения в ее смыслы, значения,

символы на основе внешних черт, признаков О. Шпенглер называет

физиогномическим. Это подобно тому, как внешний облик человека

рост, выражение лица, осанка, походка, речь, почерк —дает возможность

узнавать его внутреннее состояние: доброту или злобу, ум или

глупость, храбрость или трусость. Описательная, формообразующая физиогномика

есть перенесенное в духовную сферу искусство портрета.

Для историка культуры важны проницательность, интуиция, постижение,

созерцание, концентрация чувств. Система, понятие превращают,

культуру в застывший предмет, создавая иллюзию научности.

И наоборот, созерцание, переживание мгновений истории, исповедание,

свойственные религии и художественному творчеству,

наиболее близко передают душу культуры. ≪Лишь тогда оказывается

возможным постичь каждый факт исторической картины, каждую

эпоху сообразно их символическому содержанию≫2.

Культуры —это организмы, продолжает О. Шпенглер, а всемирная

история —их общая биография. В судьбе отдельных сменя-

1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1С. 265.

2 Таж же. С. 262

17 Культурология

486 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций

ющих друг друга, вырастающих друг возле друга, соприкасающихся,

оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается

содержание всей человеческой истории. ≪Я отличаю идею культуры,

совокупность ее внутренних возможностей от ее чувственного

проявления в картине истории как достигнутого уже осуществления

1. Задача историка —вскрыть внутреннее строение, или морфологию,

культуры, осмыслить экспрессию событий и отыскать лежащий

в ее основе язык.

О. Шпенглер выделяет понятие стиля культуры как совокупности

жизненных выражений, которые являются формами духовной

коммуникации, специфическими для данной культуры. Например,

каждый античный город, будучи воплощением и символом одного и

того же стиля и жизнеощущения, глубоко отличается по своему

плану, виду улиц, языку, частной и официальной архитектуре, по типу

площадей, переулков, дворов, фасадов, по красочности, шуму, толкотне,

по-духу своих ночей от индийских, арабских городов.

В каждом инобытии этого рода лежит высокая символика: западная

склонность к прямолинейным перспективам, наподобие мощного

пролета Елисейских полей в Париже, или узость Акрополя и

городских кварталов в Риме. Не менее важно представить продолжительность

жизни каждой культуры, темп, такт и ритмы ее развития.

Наиболее значительные события, явления религиозной, научной,

политической жизни дают импульс в формировании индивидуальности

каждой локальной культуры. Для античной культуры

знаковый смысл имели такие явления, как античный театр, полис,

ионическая колонна, геометрия Евклида, римский легион, бой гладиаторов.

Одно упоминание этих явлений воссоздает образ античной

культуры.

О. Шпенглер придает исключительное значение физиогномическому

методу в постижении культуры, который позволяет по деталям

орнаментики, архитектурного стиля, письма, по отдельным данным

политического, хозяйственного, религиозного характера восстановить

основные черты исторической картины целых столетий,

прочитать по элементам языка художественных форм современную

им государственность или по математическим формам —характер

хозяйства.

Но возможности данного метода не безграничны. Невозможно,

утверждает О. Шпенглер, до конца вникнуть силами собственной

души в мир чужих культур. Здесь всегда остается какой-то недоступный

остаток, тем более значительный, чем ничтожнее собствен-

1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 265.