19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 485
франки, карфагеняне, берберы, банту и многие др. —прошли этот
путь. Когда в них угасает ≪формообразующая сила≫, вместе с ней
постепенно стираются культурные черты, языковые и умственные
признаки, и явления вновь растворяются в хаосе постоянного движения.
≪Так на поверхности Земли величественными кругами расходятся
волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяются
в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают.
Каждая культура обнаруживает символическую и почти мистическую
связь с пространством, в котором она существует. Как только
вся полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно
коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее
дерево, еще много столетий топорщит свои гнилые сучья.
_v Таков смысл заката в истории —внутреннего и внешнего
завершения, ожидающего каждую живую культуру≫1. Так происходило
в античности, таковы признаки и заката Европы.
Портреты вели- В отличие от мира природы, где царят непрелож-
ких культур ные законы, а всякое действие имеет причину и
следствие, культурный мир находится во власти
судьбы; для его познания неприемлемы строгие научные понятия и
доказательства. Он может быть лишь понят, почувствован, пережит.
Метод освоения культуры путем проникновения в ее смыслы, значения,
символы на основе внешних черт, признаков О. Шпенглер называет
физиогномическим. Это подобно тому, как внешний облик человека
—рост, выражение лица, осанка, походка, речь, почерк —дает возможность
узнавать его внутреннее состояние: доброту или злобу, ум или
глупость, храбрость или трусость. Описательная, формообразующая физиогномика
есть перенесенное в духовную сферу искусство портрета.
Для историка культуры важны проницательность, интуиция, постижение,
созерцание, концентрация чувств. Система, понятие превращают,
культуру в застывший предмет, создавая иллюзию научности.
И наоборот, созерцание, переживание мгновений истории, исповедание,
свойственные религии и художественному творчеству,
наиболее близко передают душу культуры. ≪Лишь тогда оказывается
возможным постичь каждый факт исторической картины, каждую
эпоху сообразно их символическому содержанию≫2.
Культуры —это организмы, продолжает О. Шпенглер, а всемирная
история —их общая биография. В судьбе отдельных сменя-
1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1С. 265.
2 Таж же. С. 262
17 Культурология
486 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций
ющих друг друга, вырастающих друг возле друга, соприкасающихся,
оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается
содержание всей человеческой истории. ≪Я отличаю идею культуры,
совокупность ее внутренних возможностей от ее чувственного
проявления в картине истории как достигнутого уже осуществления
≫1. Задача историка —вскрыть внутреннее строение, или морфологию,
культуры, осмыслить экспрессию событий и отыскать лежащий
в ее основе язык.
О. Шпенглер выделяет понятие стиля культуры как совокупности
жизненных выражений, которые являются формами духовной
коммуникации, специфическими для данной культуры. Например,
каждый античный город, будучи воплощением и символом одного и
того же стиля и жизнеощущения, глубоко отличается по своему
плану, виду улиц, языку, частной и официальной архитектуре, по типу
площадей, переулков, дворов, фасадов, по красочности, шуму, толкотне,
по-духу своих ночей от индийских, арабских городов.
В каждом инобытии этого рода лежит высокая символика: западная
склонность к прямолинейным перспективам, наподобие мощного
пролета Елисейских полей в Париже, или узость Акрополя и
городских кварталов в Риме. Не менее важно представить продолжительность
жизни каждой культуры, темп, такт и ритмы ее развития.
Наиболее значительные события, явления религиозной, научной,
политической жизни дают импульс в формировании индивидуальности
каждой локальной культуры. Для античной культуры
знаковый смысл имели такие явления, как античный театр, полис,
ионическая колонна, геометрия Евклида, римский легион, бой гладиаторов.
Одно упоминание этих явлений воссоздает образ античной
культуры.
О. Шпенглер придает исключительное значение физиогномическому
методу в постижении культуры, который позволяет по деталям
орнаментики, архитектурного стиля, письма, по отдельным данным
политического, хозяйственного, религиозного характера восстановить
основные черты исторической картины целых столетий,
прочитать по элементам языка художественных форм современную
им государственность или по математическим формам —характер
хозяйства.
Но возможности данного метода не безграничны. Невозможно,
утверждает О. Шпенглер, до конца вникнуть силами собственной
души в мир чужих культур. Здесь всегда остается какой-то недоступный
остаток, тем более значительный, чем ничтожнее собствен-
1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 265.
- Глава 2 имеет методико-методологический характер — она знакомит
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания
- 14 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.2. Аспекты постижения культуры . 15
- 1.2. Аспекты постижения культуры
- 16 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.2. Аспекты постижения культуры 17
- 18 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1. 3. Проблема специфичности культуры
- 20 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.4. Сущностные характеристики культуры
- 1.4. Сущностные характеристики культуры 23
- 24 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.4. Сущностные характеристики культуры 25
- 26 Глава 1. Культура как предмет изучения
- Глава 2
- 28 Глава 2. Структура культурологии
- Глава 2. Структура культурологии 29
- 5) Прикладная культурология.
- 30 Глава 2. Структура культурологии
- 2.1. История культуры
- 2.2. История культурологических учений
- 2.2. История культурологических учений 31
- 32 Глава 2. Структура культурологии
- 2.3. Социология культуры
- 2.3. Социология культуры 33
- 34 Глава 2. Структура культурологии
- 2.4. Культурная антропология
- 2.5. Прикладная культурология 35
- 2. 5. Прикладная культурология
- 36 Глава 2. Структура культурологии
- Глава 3
- 38 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры 39
- 3.1. Культурология и философия культуры
- 40 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры 41'
- 42 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры . 43
- 44 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 46 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 47
- 3.2. Культурология и философия истории
- 48 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 49
- 50 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 51
- 52 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 53
- 54 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.3. Культурология и культурная антропология
- 3.3. Культурология и культурная антропология 55
- 56 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.4. Культурология и социология культуры 57
- 3.4. Культурология и социология культуры
- 58 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.4. Культурология и социология культуры 59
- 60 ; Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3. 5. Подходы к изучению культуры
- 3.5. Подходы к изучению культуры 61
- 62 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.5. Подходы к изучению культуры 63
- 64 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.5. Подходы к изучению культуры ' . . • 65
- 66 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Культура
- 70 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.1. Культура 71
- 72 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4,1. Культура 73
- 74 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация
- 4.2. Цивилизация 75
- 76 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 77
- 78 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 79
- 80 ' Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 81
- Глава 5
- 84 Глава 5. Субъект культуры ,
- 86 Глава 5. Субъект культуры
- Глава 5. Субъект культуры
- 90 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 91
- 5.2. Культурная самоидентичность
- 92 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 93
- 94 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 95.
- 96 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 97
- 98 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 99
- 100 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация
- 5.3. Инкультурация и социализация 101
- 102 Глава 5. Субъект культуры
- 104 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 105
- 106 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 107
- 108 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 109
- Глава 6
- 112 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 114 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 116 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 117
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры
- 118 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 119
- 120 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 121
- 122 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 123
- 124 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 125
- 126 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6,3. Вторичные моделирующие системы 127
- 6.3. Вторичные моделирующие системы
- 128 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 129
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 131
- 132 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 133
- Глава 7
- XI. Ценности
- 7.1. Ценности 135
- 136 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.1. Ценности 137
- 138 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.1. Ценности 139
- 140 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 142 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 143
- 144 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 145
- 146 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 147
- 148 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 149
- 150 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 151
- 152 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 153
- 154 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7. 3. Ментальное поле культуры
- 7.3. Ментальное поле культуры 155
- 156 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.3. Ментальное поле культуры 157
- 7.3. Ментальное поле культуры 159
- 160 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.3. Ментальное поле культуры 161
- 162 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- Глава 8
- 8.1. Коммуникация
- 164 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 165
- 16.6 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 167
- 168 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 169
- 170 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.3. Социокультурная коммуникация
- 172 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации
- 174 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 175
- 176 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 178 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 179
- 180 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 181
- 182 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- Глава 9
- 9.1. Социальные институты культуры
- 184 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.1. Социальные институты культуры 185
- 186 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.1. Социальные институты культуры ' 187
- 188 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 189
- 190 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 191
- 192 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 193
- 9. 3. Культурная модернизация
- 194 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 195
- 196 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 197
- 198 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 200 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 202 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- Раздел III
- Глава 10
- 10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной
- 206 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 208 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 210 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 211
- 10. 2. Место культуры в системе бытия и ее строение
- 212 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 213
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 215
- 216 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 217
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 219
- 220 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 221
- 222 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10. 3. Культура и натура (природа, космос)
- 10.3. Культура и натура (природа, космос) 223
- 224 . Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.3. Культура и натура (природа, космос) 225
- 226 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- Глава 11
- 228 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 229
- 230 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 231
- 232 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек. 233
- 234 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 235
- 236 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 237
- 238 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 239
- 11.2. Культура и общество
- 240 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 241
- 242 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 243
- 244 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 245
- 11.3. Функционирование культуры
- 11.3. Функционирование культуры 247
- 248 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.3. Функционирование культуры 249
- 250 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.3. Функционирование культуры 251
- 252 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры
- 254 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры - . 255
- 256 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры 257
- 258 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- Раздел IV
- Глава 12
- 12.1. Культура и культуры. Проблема типологии
- 262 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры 263
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры 265
- 266 Глава 12. Типологические характеристики культур
- Глава 12. Типологические характеристики культур
- 270 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 271
- 272 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 273
- 274 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 275
- 276 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 277
- 278 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12. 5. Субкультура и контркультура
- 12.5. Субкультура и контркультура •279
- 280 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.5. Субкультура и контркультура 281
- 282 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.5. Субкультура и контркультура 283
- 286 , Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 287
- 2.88 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 289
- 290 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 10* ••; ' . ,• 292 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 293
- 294 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12 6. Массовая и немассовая культуры 295
- Глава 13
- 13.1. Народ, этнос, нация
- 13.4. Региональная типологизация культуры
- 13.4. Региональная типологизация культуры 303
- 13.4. Региональная типологизация культуры 305
- 13.4. Региональная типологизация культуры 307
- 13.4. Региональная типологизация культуры 309
- 13.4. Региональная типологизация культуры 311
- 13.4. Региональная типологизация культуры 313
- Глава 14
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход
- 316 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 317
- 318 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 319
- 320 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 321
- 322 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 323
- 324 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 325
- 326 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 327
- 328 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 329
- 330 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 332 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.2. Локальные социокультурные миры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 333
- 14. 3. Законы истории и развитие культуры
- 334 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 335
- 336 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 337
- Глава 15
- 15.1. ≪Востоко-Запад≫
- 340 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.2. Христианско-православное начало культуры
- 342 , Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.4. Из культурной изоляции — к интеграции с европейской культурой
- 344 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 346 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.5. Разрыв между этнической и национальной культурами
- 348 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 349
- 15.6. Традиции и современность
- 350 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 351
- 352 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 353
- 354 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 355
- 356 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- Раздел VI
- Глава 18
- 444 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 445
- 446 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 447
- 448 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1: Философия культуры эпохи европейского Просвещения 449
- 450 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 451
- 452 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 453
- 454 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18. 2. Эволюционизм как теория культуры
- 18.2. Эволюционизм как теория культуры 455
- 456 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.2. Эволюционизм как теория культуры 457
- 458 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 459
- 18. 3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫
- 460 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18,3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 461
- 462 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 463
- 464 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 465
- 466 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 467
- 468 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 469
- 470 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 471
- 472 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 473
- 474 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 475
- Глава 19
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 477
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 479
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 481
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 483
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 485
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 487
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 489
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 491
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры - 493
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 497
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 499
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 501
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 503
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 505
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 509
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 511
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 513
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 515
- Глава 20
- 20.1. Франкфуртская школа
- 20.1. Франкфуртская школа
- 518 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 519
- 520 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 521
- 522 Глава 20. Основные культуролоГические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 523
- 524 . Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 20.2. Постмодернизм
- 526 Глава 20. Основные культурологические течения XX в. .
- 20.2. Постмодернизм
- 528 ' Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 529
- 530 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 531
- 532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 533
- 534 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 536 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.