19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 505
1. Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Земная
жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием,
в отличие от подлинной —сверхчувственной, нематериальной
—реальности, которая находится за ее пределами.
Возможен и противоположный способ восприятия реальности,
когда преимущество отдается материальному бытию, которое окру^
жает людей и воспринимается органами чувств. Среда обитания
формирует их потребности и ценности.
Наконец, третий вариант понимания реальности представляет собой
уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют
те и другие признаки.
2. Природа потребностей и целей, требующих удовлетворения.
Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод,
жажда, секс, безопасность; их удовлетворение необходимо для жизненного
комфорта. - ,
Но человек не ограничен только физическим миром, у него имеются
духовные потребности: спасение души, исполнение священного
долга, преданность Богу, моральные императивы; жажда славы,
власти, денег, популярности, познания. Бывают и смешанные телесно-
духовные потребности. На основе конкретных предпочтений тех
или иных потребностей и целей строятся системы ценностей, типичные
для разных культур.
3. Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение
потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда
колебаний: от минимума —к максимуму, от скудости —: к
роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности,
от добродетели до порока. Это характерно и для телесных,
и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом
типе культуры их конфигурация имеет особый характер.
4. Способы удовлетворения потребностей. Человек может удовлетворять
свои потребности посредством поиска средств и среды их
реализации, выявления внутренних резервов за счет собственной энергии;
привлечения новых источников преодоления жизненных проблем.
Комплекс указанных признаков в разных модификациях образует
различные типы культур.
Идеациональный Он характерен для буддистской и ламаистской
(идеационный) культур, греческой культуры VIII—I вв. до н.э.,
тип культуры культур Брахманской Индии и европейского Средневековья.
Главными ценностями культуры этого типа являются ценности
религии; они интегрируют все ее сферы. Потребности и цели име-
!8 Культурология
506 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций
ют преимущественно духовный характер, степень их удовлетворения
максимальна, а осуществление происходит за счет ограничения,
минимизации всех физических потребностей.
Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное
бытие. Все телесное рассматривается как греховное, второстепенное.
Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной
реальности. Идеалом становятся аскетизм, отшельничество, жития
Святых духовных Отцов и реформаторов, христианских апостолов.
Обращаясь к исследованию идеациональной культуры в европейском
Средневековье, П.А. Сорокин отмечает, что наиболее значимой и
влиятельной ценностью этого времени выступала религия. Архитектура
и скульптура Средних веков являли собой ≪Библию в камне≫, литература
пронизывалась христианской верой, живопись выражала библейские
сюжеты,и темы, музыка носила религиозный характер и предназначалась
для церковных служб. Философия имела теологическую
направленность. Этика и право основывались на заповедях христианства.
Политическая организация была теократической и воспроизводила
церковную иерархию. Семья рассматривалась как священный союз,
нравы и обычаи подчеркивали единство с Богом. Даже экономика регулировалась
и контролировалась религией, налагавшей запреты на различные
формы торговых сделок и отношений, несмотря на их выгоду.
Чувственный мир рассматривался лишь как временное прибежище
человека, где он странствует, стремясь достичь вечной обители
Бога. ≪Короче говоря, —заключает П.А. Сорокин, ;—интегрированная
часть средневековой культуры была не конгломератом различных
культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все
части которого выражали один и тот же высший принцип объективной
действительности и значимости: бесконечность и сверхчувственность
божества —Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно
справедливого, прекрасного, создателя мира и человека≫1.
Закат средневековой культуры заключался в постепенном вытеснении
этого главного принципа. Он начался в Европе в конце
XII в. с выдвижением новых ценностей и утверждением чувственного
типа культуры,'
Чувственный Начиная с XVI в. в Европе постепенно стала до-
(сенситивный) минировать сенсорная, утилитарная, светская, ≪со-
тип культуры ответствующая этому миру≫ культура. Чувственный
менталитет считает реальностью то, что воспринимается
≪здесь и сейчас≫. Все потребности и цели носят
материально-практический характер, их удовлетворение становится
1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. С. 430.
19.4. П.А. Сорокин'о типологии и динамике культуры 507
первостепенной задачей жизни. Чистая и возвышенная духовность
отходит на второй план. Возникают новый менталитет и иной тип
личности. Все оказывается подчиненным чувственным наслаждениям,
жизненным удовольствиям, практической пользе.
ПА. Сорокин выделяет различные варианты крайностей чувственной
культуры: ≪активный эпикуреизм≫, ≪пассивный эпикуреизм
≫ и ≪цинический эпикуреизм≫. В первом преобладает культура
активного чувственного менталитета: осуществление потребностей
происходит за счет эффективной реконструкции внешней среды.
Особое значение приобретают новые технологии, медицинские средства,
прикладные науки; героями становятся великие исторические
деятели, завоеватели, основатели империй, ученые, конструкторы,
артисты, музыканты.
Второму варианту свойствен пассивный чувственный менталитет:
реализация потребностей не требует больших жизненных усилий, ее
можно добиться за счет паразитической эксплуатации и утилизации
внешней реальности, рассматриваемой как источник чувственных наслаждений.
Девизом общества становятся такие изречения, как ≪Лови
мгновение≫, ≪Ешь, пей и веселись≫, ≪Вино, женщины и песни≫.
Третий вариант —циничный чувственный менталитет —характеризуется
распространением лицемерия, умелого переодевания масок,
приспособленчества ради выживания и выгоды. Цель чувственного
искуства —снять усталость, принести удовольствие. Призванное
развлекать и давать наслаждение, оно свободно от религиозных
догматов и моральных запретов, отмечено ≪возбуждающей наготой
и сладострастием≫1; мир изображается в нем таким, какой он есть:
реальны пейзажи и события, узнаваемы люди: крестьяне, торговцы,
уличные мальчишки, мошенники. Такое искусство постоянно должно
находить новые сюжеты, чтобы не стать скучным.
Чувственные формы культуры питали изобразительные искусства
индийских и скифских племен, искусство времен Среднего и
Нового Царств в Египте; они были характерны для последних
периодов крито-микенской и греко-римской цивилизаций, датируемых
ПГ—V вв. В Европе чувственный тип культуры доминирует с
XV—VI столетий и достигает абсолютного расцвета в XIX в.
Концепции и теории, основанные на сверхчувственной реальности,
отвергаются как заблуждения. Социальные и психологические
науки имитируют естественно-научный подход, экономический материализм
набирает силу в объяснении общественной жизни. Человек
становится рефлекторным механизмом, психоаналитическим
≪мешком≫, наполненным физиологическими стремлениями.
2 Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество. С. 437.
508 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций
Все духовное, сверхчувственное осмеивается как ненаучное. Материальные
блага —от повседневного комфорта до богатства — становятся определяющими. Это приводит к вытеснению вечных
ценностей. ≪Чувственное общество живет в настоящем и ценит
только настоящее. Так как прошлое необратимо и уже более не
существует, а будущее еще не наступило, тем более что оно всегда
неясно, то только настоящий момент реален и желанен. Отсюда:
ухвати сегодняшний поцелуй; быстро обогащайся; захвати власть;
цени популярность, славу и возможности текущего момента, так как
осознаются только ценности настоящего≫1. Жизнь-должна посвящаться
не Богу и не далекому будущему, а лозунгу ≪Рай немедленно!
Здесь и сейчас!≫.
Ценности становятся относительными: что было добродетельным,
становится порочным; что было истиной, объявляется ложью.
Рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму
и нигилизму, а общество погружается в пучину морального, интеллектуального
и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжаться
долго: общество или гибнет, или вырабатывает новую
систему ценностей.
Идеалистический Этот тип сочетает в себе черты идеациональной
(смешанный) тип и чувственной культур в различных комбинаци-
культуры ях и пропорциях и поэтому является внутренне
противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся
логической интеграции.
В нем нет крайностей идеационального чили чувственного стилей
культуры, материальные и духовные ценности сбалансированы,
при этом преимущество отдано высоким нравственным идеалам.
Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные
ценности, он избегает патологических и негативных явлений,
намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные
черты.
Ему присуще пассивное умение терпеливо переносить удары
извне, не противиться лишениям и бедам. Это приводит к ≪минимизации
≫ телесных потребностей, когда человек удовлетворяется самым
малым. Но такое состояние не является результатом свободного
выбора, оно вынужденно, ибо внешнее принуждение столь велико,
что не остается сил для сопротивления. Жизнь в ужасных,
жестоких условиях, когда существование лишь ≪теплится≫, характерна
для людей, пораженных неизлечимой болезнью или разорен-
1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. С. 470.
- Глава 2 имеет методико-методологический характер — она знакомит
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания
- 14 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.2. Аспекты постижения культуры . 15
- 1.2. Аспекты постижения культуры
- 16 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.2. Аспекты постижения культуры 17
- 18 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1. 3. Проблема специфичности культуры
- 20 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.4. Сущностные характеристики культуры
- 1.4. Сущностные характеристики культуры 23
- 24 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.4. Сущностные характеристики культуры 25
- 26 Глава 1. Культура как предмет изучения
- Глава 2
- 28 Глава 2. Структура культурологии
- Глава 2. Структура культурологии 29
- 5) Прикладная культурология.
- 30 Глава 2. Структура культурологии
- 2.1. История культуры
- 2.2. История культурологических учений
- 2.2. История культурологических учений 31
- 32 Глава 2. Структура культурологии
- 2.3. Социология культуры
- 2.3. Социология культуры 33
- 34 Глава 2. Структура культурологии
- 2.4. Культурная антропология
- 2.5. Прикладная культурология 35
- 2. 5. Прикладная культурология
- 36 Глава 2. Структура культурологии
- Глава 3
- 38 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры 39
- 3.1. Культурология и философия культуры
- 40 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры 41'
- 42 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры . 43
- 44 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 46 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 47
- 3.2. Культурология и философия истории
- 48 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 49
- 50 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 51
- 52 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 53
- 54 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.3. Культурология и культурная антропология
- 3.3. Культурология и культурная антропология 55
- 56 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.4. Культурология и социология культуры 57
- 3.4. Культурология и социология культуры
- 58 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.4. Культурология и социология культуры 59
- 60 ; Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3. 5. Подходы к изучению культуры
- 3.5. Подходы к изучению культуры 61
- 62 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.5. Подходы к изучению культуры 63
- 64 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.5. Подходы к изучению культуры ' . . • 65
- 66 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Культура
- 70 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.1. Культура 71
- 72 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4,1. Культура 73
- 74 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация
- 4.2. Цивилизация 75
- 76 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 77
- 78 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 79
- 80 ' Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 81
- Глава 5
- 84 Глава 5. Субъект культуры ,
- 86 Глава 5. Субъект культуры
- Глава 5. Субъект культуры
- 90 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 91
- 5.2. Культурная самоидентичность
- 92 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 93
- 94 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 95.
- 96 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 97
- 98 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 99
- 100 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация
- 5.3. Инкультурация и социализация 101
- 102 Глава 5. Субъект культуры
- 104 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 105
- 106 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 107
- 108 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 109
- Глава 6
- 112 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 114 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 116 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 117
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры
- 118 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 119
- 120 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 121
- 122 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 123
- 124 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 125
- 126 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6,3. Вторичные моделирующие системы 127
- 6.3. Вторичные моделирующие системы
- 128 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 129
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 131
- 132 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 133
- Глава 7
- XI. Ценности
- 7.1. Ценности 135
- 136 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.1. Ценности 137
- 138 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.1. Ценности 139
- 140 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 142 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 143
- 144 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 145
- 146 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 147
- 148 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 149
- 150 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 151
- 152 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 153
- 154 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7. 3. Ментальное поле культуры
- 7.3. Ментальное поле культуры 155
- 156 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.3. Ментальное поле культуры 157
- 7.3. Ментальное поле культуры 159
- 160 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.3. Ментальное поле культуры 161
- 162 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- Глава 8
- 8.1. Коммуникация
- 164 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 165
- 16.6 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 167
- 168 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 169
- 170 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.3. Социокультурная коммуникация
- 172 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации
- 174 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 175
- 176 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 178 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 179
- 180 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 181
- 182 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- Глава 9
- 9.1. Социальные институты культуры
- 184 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.1. Социальные институты культуры 185
- 186 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.1. Социальные институты культуры ' 187
- 188 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 189
- 190 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 191
- 192 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 193
- 9. 3. Культурная модернизация
- 194 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 195
- 196 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 197
- 198 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 200 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 202 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- Раздел III
- Глава 10
- 10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной
- 206 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 208 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 210 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 211
- 10. 2. Место культуры в системе бытия и ее строение
- 212 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 213
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 215
- 216 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 217
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 219
- 220 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 221
- 222 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10. 3. Культура и натура (природа, космос)
- 10.3. Культура и натура (природа, космос) 223
- 224 . Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.3. Культура и натура (природа, космос) 225
- 226 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- Глава 11
- 228 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 229
- 230 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 231
- 232 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек. 233
- 234 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 235
- 236 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 237
- 238 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 239
- 11.2. Культура и общество
- 240 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 241
- 242 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 243
- 244 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 245
- 11.3. Функционирование культуры
- 11.3. Функционирование культуры 247
- 248 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.3. Функционирование культуры 249
- 250 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.3. Функционирование культуры 251
- 252 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры
- 254 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры - . 255
- 256 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры 257
- 258 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- Раздел IV
- Глава 12
- 12.1. Культура и культуры. Проблема типологии
- 262 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры 263
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры 265
- 266 Глава 12. Типологические характеристики культур
- Глава 12. Типологические характеристики культур
- 270 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 271
- 272 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 273
- 274 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 275
- 276 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 277
- 278 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12. 5. Субкультура и контркультура
- 12.5. Субкультура и контркультура •279
- 280 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.5. Субкультура и контркультура 281
- 282 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.5. Субкультура и контркультура 283
- 286 , Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 287
- 2.88 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 289
- 290 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 10* ••; ' . ,• 292 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 293
- 294 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12 6. Массовая и немассовая культуры 295
- Глава 13
- 13.1. Народ, этнос, нация
- 13.4. Региональная типологизация культуры
- 13.4. Региональная типологизация культуры 303
- 13.4. Региональная типологизация культуры 305
- 13.4. Региональная типологизация культуры 307
- 13.4. Региональная типологизация культуры 309
- 13.4. Региональная типологизация культуры 311
- 13.4. Региональная типологизация культуры 313
- Глава 14
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход
- 316 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 317
- 318 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 319
- 320 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 321
- 322 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 323
- 324 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 325
- 326 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 327
- 328 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 329
- 330 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 332 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.2. Локальные социокультурные миры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 333
- 14. 3. Законы истории и развитие культуры
- 334 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 335
- 336 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 337
- Глава 15
- 15.1. ≪Востоко-Запад≫
- 340 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.2. Христианско-православное начало культуры
- 342 , Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.4. Из культурной изоляции — к интеграции с европейской культурой
- 344 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 346 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.5. Разрыв между этнической и национальной культурами
- 348 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 349
- 15.6. Традиции и современность
- 350 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 351
- 352 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 353
- 354 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 355
- 356 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- Раздел VI
- Глава 18
- 444 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 445
- 446 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 447
- 448 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1: Философия культуры эпохи европейского Просвещения 449
- 450 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 451
- 452 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 453
- 454 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18. 2. Эволюционизм как теория культуры
- 18.2. Эволюционизм как теория культуры 455
- 456 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.2. Эволюционизм как теория культуры 457
- 458 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 459
- 18. 3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫
- 460 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18,3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 461
- 462 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 463
- 464 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 465
- 466 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 467
- 468 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 469
- 470 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 471
- 472 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 473
- 474 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 475
- Глава 19
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 477
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 479
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 481
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 483
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 485
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 487
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 489
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 491
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры - 493
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 497
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 499
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 501
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 503
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 505
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 509
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 511
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 513
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 515
- Глава 20
- 20.1. Франкфуртская школа
- 20.1. Франкфуртская школа
- 518 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 519
- 520 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 521
- 522 Глава 20. Основные культуролоГические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 523
- 524 . Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 20.2. Постмодернизм
- 526 Глава 20. Основные культурологические течения XX в. .
- 20.2. Постмодернизм
- 528 ' Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 529
- 530 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 531
- 532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 533
- 534 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 536 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.