13.1. Народ, этнос, нация
В понятии ≪народ≫ часто объединяются представления о таких
социальных группах, как племя, народность, национальность, нация.
Оно далеко не столь простое, как может показаться. Что объединяет
людей в народ?
В качестве факторов, обусловливающих существование народа
как социальной общности людей, прежде всего, упоминают единство
происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако ни
один из них сам по себе еще не является необходимым и достаточным.
Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно только на
основе исторического подхода, т.е. рассматривая его в процессе
исторического развития. Характеристики народа при его развитии
изменяются. Но сам исторический процесс их трансформации и
обусловливает его сохраняющееся единство. Что общего между
стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все же это
один и тот же человек! Объединяющим фактором является запечатленная
в его памяти биография. По тому же принципу происходит
объединение народа —он цементируется в единое целое своей
историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре).
Важным элементом этой памяти выступает, в частности, самоназвание:
оно выделяет представителей народа среди других людей и
позволяет им фиксировать различие между ≪Мы≫ и ≪Они≫/С самоназванием
связано и самосознание —сознание своей принадлежности
к ≪Мы≫, к данному народу.
Исторический подход приводит к необходимости выделить по
крайней мере два различных значения, которые приобретает поня-
13.1. Народ, этнос,-нация 297
тие ≪народ≫ в разных контекстах: народ как этническая (этногене-
тическая) общность и народ как этносоциальная общность.
Этногенетическая общность, или этнос, —это социальная групйа,
членов которой объединяет этническое самосознание —сознание своей
генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое
самосознание индивида строится на его представлениях о своем
происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному
этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений
предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение
передается память о предках. В результате образуется историческая
наследственность, которая и определяет целостность этноса.
Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная
генетическая связь, сколько представление о ней. Для этнического
самосознания важно, чьим потомком считает себя человек,
а не чьим потомком он является на самом деле. Поскольку любой
этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена
(иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счет
межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов,
постольку расистские попытки делить людей по ≪чистоте
крови≫, различать ≪чистых≫ и ≪нечистых≫ представителей этноса,
≪настоящих арийцев≫ и ≪неполноценных бастардов≫ и т.д. совершенно
бессмысленны. Этническая общность основана не на ≪крови
≫, а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое,
а социальное, или биосоциальное. . • Исторические изменения в жизни этносов переплетаются с социально-
экономическими и политическими процессами, происходящими
в мировой истории. Их сочетание и взаимодействие обусловливает
своеобразие исторических судеб народов и стран. В
больших этносах нередко возникают субэтносы, отличающиеся
специфическими чертами быта, языка, религии (например, в составе
русского народа —казаки, поморы, староверы). С другой стороны,
разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический
процесс, образуют метаэтнические общности, или суперэтносы
(например,славянский, христианский, мусульманский).
Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают
различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этническим
признакам: государственно-политические, хозяйственно-экономические,
религиозные и т.д. В результате над этногенетическими
общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как
этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких
этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения,
поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не
сводятся к представлению о генетическом родстве.
298 Глава 13. Этническая, национальная и. региональная типологизация культур
Нация является этносоциальной общностью. Становление современных
наций связано с преодолением феодальной раздробленности,
развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных
отношений, ростом просвещения и культуры. Немаловажную роль
в этом процессе сыграло образование национальных государств.
Для каждой нации характерно создание единого семиотического
поля —системы известных всем ее представителям знаковых
средств (языка, традиционных форм поведения, символики —бытовой,
художественной, политической и пр.), которые обеспечивают
их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.
Как этническая, так и национальная принадлежность человека
определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание
зависит от происхождения человека, то национальное —от его включенности
в семиотическое поле национальной культуры и чувства
причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено
этническим. Но нередко —особенно в нашу эпоху —этническое
и национальное самосознание не совпадают: в современных
нациях (прежде всего в" таких, которые, подобно русской или американской,
образовались в многонациональных государствах) есть множество
людей разного этнического происхождения —≪русские американцы
≫, ≪обрусевшие немцы≫, ≪русские евреи≫, ≪сибирские украинцы
≫ и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где
бы они ни жили, пользуются термином ≪национальность≫1.
13. 2. Этническая культура
Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе
с этносами. Их исторически первая форма —племенная культура.
Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие
главным образом сферу труда и быта: ее черты проявляются
в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов,
народной медицины и т.д. Обычно она складывается как культура
устная, но с распространением грамотности постепенно
облекается в письменные формы.
1 Как в повседневной речи, так и в научной литературе до сих пор не сложилось
единообразное и однозначное употребление этнической терминологии Народы,
живущие в условиях доиндустриальной экономики, обычно называют народностями.
Таким образом именуют и просто малые по численности этнические группы.
Слово ≪нация≫ часто обозначает то же, что и ≪национальность≫: этническое
происхождение человека. Вместе с тем им пользуются для обозначения государства
или его населения в целом (например, в названии ≪Организация Объединенных
Наций≫).
- 13.3. Национальная культура 299
Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена
природной средой1. В ней выражается вековой народный опыт
жизни и рационального ведения хозяйства в данных условиях природы.
Поскольку в наше время такой опыт востребуется главным
образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в
большей мере в деревне, чем в городе.
Консерватизм, преемственность, берущая начало- в далеком
прошлом, ориентация на сохранение ≪корней≫ —характерные черты
этнической культуры. Некоторые ее элементы являются символами
самобытности народа и патриотической привязанности к его
истории: березы, самовар и сарафан у русских; овсяная каша и легенды
о привидениях в замке у англичан; клетчатая юбка у шотландцев;
сосиски с капустой у немцев; спагетти у итальянцев. Подобные
этнические символы есть у любого народа.
13.3. Национальная культура
В культуре развитой нации всегда присутствует культура этносов
(одного или нескольких), из которых эта нация образовалась.
Этническая (народная) культура —наиболее древний слой национальной
культуры. Но национальная культура не сводится к этнической.
Ее богатство преумножается на основе письменности и
образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии,
социально-политическом и технологическом развитии общества.
Лучшие достижения национальной культуры —это продукт
творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных,
эрудированных людей. Ее средоточием является не
столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотеками,
учебными заведениями. Овладение национальной культурой не
дается само собой —оно достигается в процессе образования и
самообразования и требует серьёзных интеллектуальных усилий.
' Поэтому у народов, живущих в сходных природных условиях, обнаруживается
много общего в культуре. Так, жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным
расам и находятся на разных уровнях социально-экономического развития, но, в
силу того что обе' эти страны расположены в горах, их культуры близки. Дома в
них очень похожи: двухэтажные (занимают меньшую площадь), с двускатными высокими
крышами (меньше залеживается снег), большими печами (в горах бывает
холодно). Способы организации хозяйства, уклад жизни тоже сходны: в частности,
важную роль играют общие собрания: на них решают, где и сколько скота пасти,
когда и где заготовлять лес; большим уважением пользуются старики —их авторитет
поддерживает строгую дисциплину среди жителей, что очень важно в горных
условиях. Аналогичные черты можно заметить в культурах горных народов Пиренеев,
Анд, Кавказа и т.д.
300 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур
Известный русский лингвист, литературовед и психолог Д.Н. Овся-
нико-Куликовский писал: ≪Национальность есть явление по преимуществу
интеллектуального порядка. Поэтому интеллигенция полнее
других слоев населения выражает национальную "подоплеку"
народа≫1.
Этническая культура —исходный базис национальной культуры.
Она источник народного языка (который становится в национальной
культуре литературным языком). Из нее писатели заимствуют
сюжеты и образы, композиторы —мелодии и ритмы, архитекторы
—стили и приемы оформления построек. От ее древних,
веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и
неповторимость ≪лица≫ любой национальной культуры.
Однако взаимоотношения между национальной культурой в целом
и этнической культурой как ее наиболее древним компонентом
весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервирует
архаичные, во многом уже не отвечающие современным условиям
нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества;
национальная —полна движения и изменения,* живет созиданием
нового. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией,
т,е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому; национальная,
напротив, по мере своего развития все больше открывается
для контактов с другими культурами и становится богаче, впитывая
в себя их достижения. Этническая культура стремится
сохранить различия между локальными, местными, свойственными
отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения
и т.д.; в национальной культуре эти различия нивелируются
и с развитием ее постепенно исчезают.
В истории наций были периоды, когда расхождение между этнической
культурой ≪низов≫ (крестьянской, ≪простонародной≫, ≪мужицкой
≫) и культурой образованных слоев (≪высокой≫, ≪аристократической
≫) доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в
XVIII—IX вв. между культурой дворянской знати и культурой
≪простого народа≫ образовалась настоящая пропасть: многие представители
высшей аристократии, свободно владея французским, с
трудом изъяснялись по-русски; язык, нравы и обычаи настолько
различались, что иному русскому дворянину легче было понять чужеземца,
чем собственного крепостного. Чтобы ≪навести мосты≫
через эту пропасть, понадобились и гений Пушкина, сумевшего в
своем творчестве сочетать ≪простонародное≫ начало с аристократической
образованностью, и страстные выступления славянофи-
1 Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национального. СПб., 1922. С. 6.
13.3. Национальная культура 301
лов в защиту ≪русского народного духа≫, и ≪хождение в народ≫
интеллигенции.
В наше время, безусловно, верная мысль о необходимости культурного
подъема России нередко трансформируется в призывы к
≪возрождению русской культуры≫. Находится немало ультрапатриотов,
которое под этим лозунгом ратуют за возрождение русской
этнической культуры. Некоторые доходят даже до того, что призывают
возвратиться к ≪истокам русского духа≫, имея в виду дохристианскую,
языческую религию древних славян. Учитывая место и
роль этнической культуры в культуре национальной, подобные взгляды
нельзя считать приемлемыми. Следование им привело бы не к
подъему, а к упадку культурного уровня русского народа. Уходят из
народной жизни лапти, кочерга, гадание у омета соломы, обычай
умыкать девиц на ≪играх межи селы≫ (т.е. в поле между селами) и
прочие ≪приметы старины глубокой≫. Этническая культура все
больше переселяется в музеи. Ее надлежит изучать и знать, но не
рассматривать как среду существования сегодняшнего человека.
Конечно, не все в современной культуре может нам нравиться и
не все плоды древней народной мудрости должны быть исключены
из нее. Но забота о сохранении или даже восстановлении незаслуженно
забытого должна диктоваться не стремлением во что
бы то ни стало сберечь специфику, отличающую данный народ от
других, а желанием способствовать прогрессу национальной культуры.
Любовь к прошлому прекрасна, когда она вдохновляется любовью
к будущему. Патриотизм идет на пользу народу только тогда,
когда нацелен не на бдительную охрану ≪истоков≫, ≪почвы≫, ≪чистоты
крови≫, а на процветание народа.
Культурный прогресс нации —не только победы и приобретения.
Он полон противоречий и утрат. Как человек, взрослея, перестает
довольствоваться детскими наивными радостями, так и народ, развивая
культуру, неизбежно лишается многого того, в чем находили
отраду предки. Мы получили возможность летать на авиалайнерах,
но перестали путешествовать на лихих ямщицких тройках. У нас в
домах появились видеомагнитофоны, но канули в прошлое тихие
домашние вечера под пение сверчка. Культурный прогресс сближает
народы и выравнивает, во многом даже унифицирует и стандартизирует
условия их культурной жизни. Техника производства и быта,
обувь и одежда, основные права личности и принципы правопорядка,
научные знания —в этом и многом другом страны с развитой
современной культурой мало отличаются друг от друга. Можно сожалеть
об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно
только ради ее сохранения отказываться от благ цивилизации.
302 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур
- Глава 2 имеет методико-методологический характер — она знакомит
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания
- 14 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.2. Аспекты постижения культуры . 15
- 1.2. Аспекты постижения культуры
- 16 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.2. Аспекты постижения культуры 17
- 18 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1. 3. Проблема специфичности культуры
- 20 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.4. Сущностные характеристики культуры
- 1.4. Сущностные характеристики культуры 23
- 24 Глава 1. Культура как предмет изучения
- 1.4. Сущностные характеристики культуры 25
- 26 Глава 1. Культура как предмет изучения
- Глава 2
- 28 Глава 2. Структура культурологии
- Глава 2. Структура культурологии 29
- 5) Прикладная культурология.
- 30 Глава 2. Структура культурологии
- 2.1. История культуры
- 2.2. История культурологических учений
- 2.2. История культурологических учений 31
- 32 Глава 2. Структура культурологии
- 2.3. Социология культуры
- 2.3. Социология культуры 33
- 34 Глава 2. Структура культурологии
- 2.4. Культурная антропология
- 2.5. Прикладная культурология 35
- 2. 5. Прикладная культурология
- 36 Глава 2. Структура культурологии
- Глава 3
- 38 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры 39
- 3.1. Культурология и философия культуры
- 40 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры 41'
- 42 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.1. Культурология и философия культуры . 43
- 44 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 46 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 47
- 3.2. Культурология и философия истории
- 48 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 49
- 50 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 51
- 52 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.2. Культурология и философия истории 53
- 54 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.3. Культурология и культурная антропология
- 3.3. Культурология и культурная антропология 55
- 56 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.4. Культурология и социология культуры 57
- 3.4. Культурология и социология культуры
- 58 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.4. Культурология и социология культуры 59
- 60 ; Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3. 5. Подходы к изучению культуры
- 3.5. Подходы к изучению культуры 61
- 62 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.5. Подходы к изучению культуры 63
- 64 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- 3.5. Подходы к изучению культуры ' . . • 65
- 66 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи
- Раздел II
- Глава 4
- 4.1. Культура
- 70 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.1. Культура 71
- 72 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4,1. Культура 73
- 74 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация
- 4.2. Цивилизация 75
- 76 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 77
- 78 Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 79
- 80 ' Глава 4. Культура и цивилизация
- 4.2. Цивилизация 81
- Глава 5
- 84 Глава 5. Субъект культуры ,
- 86 Глава 5. Субъект культуры
- Глава 5. Субъект культуры
- 90 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 91
- 5.2. Культурная самоидентичность
- 92 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 93
- 94 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 95.
- 96 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 97
- 98 Глава 5. Субъект культуры
- 5.2. Культурная самоидентичность 99
- 100 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация
- 5.3. Инкультурация и социализация 101
- 102 Глава 5. Субъект культуры
- 104 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 105
- 106 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 107
- 108 Глава 5. Субъект культуры
- 5.3. Инкультурация и социализация 109
- Глава 6
- 112 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 114 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 116 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 117
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры
- 118 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 119
- 120 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 121
- 122 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 123
- 124 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.2. Основные типы знаковых систем культуры 125
- 126 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6,3. Вторичные моделирующие системы 127
- 6.3. Вторичные моделирующие системы
- 128 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 129
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 131
- 132 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
- 6.3. Вторичные моделирующие системы 133
- Глава 7
- XI. Ценности
- 7.1. Ценности 135
- 136 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.1. Ценности 137
- 138 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.1. Ценности 139
- 140 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 142 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 143
- 144 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 145
- 146 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 147
- 148 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 149
- 150 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 151
- 152 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.2. Регулятивы и нормы 153
- 154 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7. 3. Ментальное поле культуры
- 7.3. Ментальное поле культуры 155
- 156 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.3. Ментальное поле культуры 157
- 7.3. Ментальное поле культуры 159
- 160 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- 7.3. Ментальное поле культуры 161
- 162 Глава 7. Культурные ценности и нормы
- Глава 8
- 8.1. Коммуникация
- 164 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 165
- 16.6 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 167
- 168 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 169
- 170 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.3. Социокультурная коммуникация
- 172 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации
- 174 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 175
- 176 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 178 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 179
- 180 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- 8.4. Культурные традиции и инновации 181
- 182 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур
- Глава 9
- 9.1. Социальные институты культуры
- 184 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.1. Социальные институты культуры 185
- 186 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.1. Социальные институты культуры ' 187
- 188 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 189
- 190 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 191
- 192 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 193
- 9. 3. Культурная модернизация
- 194 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 195
- 196 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 9.3. Культурная модернизация 197
- 198 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 200 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- 202 Глава 9. Культура в социальном пространстве
- Раздел III
- Глава 10
- 10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной
- 206 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 208 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 210 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 211
- 10. 2. Место культуры в системе бытия и ее строение
- 212 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 213
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 215
- 216 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 217
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 219
- 220 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 221
- 222 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10. 3. Культура и натура (природа, космос)
- 10.3. Культура и натура (природа, космос) 223
- 224 . Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- 10.3. Культура и натура (природа, космос) 225
- 226 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
- Глава 11
- 228 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 229
- 230 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 231
- 232 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек. 233
- 234 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 235
- 236 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.1. Культура и человек 237
- 238 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 239
- 11.2. Культура и общество
- 240 •Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 241
- 242 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 243
- 244 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.2. Культура и общество 245
- 11.3. Функционирование культуры
- 11.3. Функционирование культуры 247
- 248 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.3. Функционирование культуры 249
- 250 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.3. Функционирование культуры 251
- 252 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры
- 254 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры - . 255
- 256 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- 11.4. Историческая динамика бытия культуры 257
- 258 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
- Раздел IV
- Глава 12
- 12.1. Культура и культуры. Проблема типологии
- 262 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры 263
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры
- 12.2. Традиционная и инновационная культуры 265
- 266 Глава 12. Типологические характеристики культур
- Глава 12. Типологические характеристики культур
- 270 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 271
- 272 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 273
- 274 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 275
- 276 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 277
- 278 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12. 5. Субкультура и контркультура
- 12.5. Субкультура и контркультура •279
- 280 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.5. Субкультура и контркультура 281
- 282 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.5. Субкультура и контркультура 283
- 286 , Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 287
- 2.88 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 289
- 290 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 10* ••; ' . ,• 292 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12.6. Массовая и немассовая культуры 293
- 294 Глава 12. Типологические характеристики культур
- 12 6. Массовая и немассовая культуры 295
- Глава 13
- 13.1. Народ, этнос, нация
- 13.4. Региональная типологизация культуры
- 13.4. Региональная типологизация культуры 303
- 13.4. Региональная типологизация культуры 305
- 13.4. Региональная типологизация культуры 307
- 13.4. Региональная типологизация культуры 309
- 13.4. Региональная типологизация культуры 311
- 13.4. Региональная типологизация культуры 313
- Глава 14
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход
- 316 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 317
- 318 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 319
- 320 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 321
- 322 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 323
- 324 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 325
- 326 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 327
- 328 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 329
- 330 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 332 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.2. Локальные социокультурные миры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 333
- 14. 3. Законы истории и развитие культуры
- 334 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 335
- 336 Глава 14. Историческая типологизация культуры
- 14.3. Законы истории и развитие культуры 337
- Глава 15
- 15.1. ≪Востоко-Запад≫
- 340 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.2. Христианско-православное начало культуры
- 342 , Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.4. Из культурной изоляции — к интеграции с европейской культурой
- 344 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 346 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.5. Разрыв между этнической и национальной культурами
- 348 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 349
- 15.6. Традиции и современность
- 350 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 351
- 352 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 353
- 354 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- 15.6. Традиции и современность 355
- 356 Глава 15. Исторические особенности русской культуры
- Раздел VI
- Глава 18
- 444 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 445
- 446 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 447
- 448 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1: Философия культуры эпохи европейского Просвещения 449
- 450 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 451
- 452 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 453
- 454 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18. 2. Эволюционизм как теория культуры
- 18.2. Эволюционизм как теория культуры 455
- 456 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.2. Эволюционизм как теория культуры 457
- 458 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 459
- 18. 3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫
- 460 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18,3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 461
- 462 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 463
- 464 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 465
- 466 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 467
- 468 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 469
- 470 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 471
- 472 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 473
- 474 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
- 18.3. Проблемы культуры в ≪философии жизни≫ 475
- Глава 19
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 477
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 479
- 19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 481
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 483
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 485
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 487
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 489
- 19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 491
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры - 493
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 497
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 499
- 19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры 501
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 503
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 505
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 509
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 511
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 513
- 19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры 515
- Глава 20
- 20.1. Франкфуртская школа
- 20.1. Франкфуртская школа
- 518 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 519
- 520 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 521
- 522 Глава 20. Основные культуролоГические течения XX в.
- 20.1. Франкфуртская школа 523
- 524 . Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 20.2. Постмодернизм
- 526 Глава 20. Основные культурологические течения XX в. .
- 20.2. Постмодернизм
- 528 ' Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 529
- 530 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 531
- 532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 532 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм 533
- 534 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.
- 20.2. Постмодернизм
- 536 Глава 20. Основные культурологические течения XX в.